Собственный канал в кабельной сети

 

С определённого момента каждый кабельный оператор начинает задумываться об организации собственного телевизионного канала. Наверное, для крупных телепроектов, расчитанных на серьезный доход и большую аудиторию мои советы не будут особо полезны в отличие от небольших кабельных операторов, только приступающих к организации канала.

Существуют два основных варианта организации телеканала по типу наполнения контентом:

  1. Полностью собственный телеканал.

  2. Сетевое партнерство, то есть вещание совместно с другим, обычно хорошо известным и имеющим хороший рейтинг центральным или региональным телеканалом.

Преимущества второго варианта заключаются в том, что имидж сетевого партнёра влияет в положительную сторону на рейтинг собственных программ. Но есть и недостатки, главным из которых является то, что сетка вещания своих программ практически целиком и полностью зависит от партнёра, что не всегда удобно. Нам, к примеру, телеканал, с которым мы первоначально планировали организовать сотрудничество, предложил несколько получасовых окон, что оказалось неприемлемо: необходимо было хотя бы одно как минимум часовое окно. В первом варианте никаких ограничений по сетке вещания нет, и в дальнейшем буду рассматривать именно его.

Для примера, иллюстрирующего, почему всё-таки так важно иметь минимальные ограничения по сетке вещания, можно привести такую проблему: одним из доходных проектов является организация заказных поздравлений, но не для всех телезрителей может оказаться удобным время выхода поздравлений в эфир: кто-то работает по сменам, кто-то летом до вечера находиться на дачном участке и т.п. Кроме того, как оказалось зрители очень любят посмотреть поздравления не один раз.

Насколько оправданы затраты на собственный телеканал? Ответ на этот вопрос дать сложно, так как всё в первую очередь зависит от активности кабельного оператора и желании заниматься каналом. Также не стоит забывать о конкурентах и прочих негативных факторах, но однозначно можно ответить только то, что не стоит рассчитывать на быстрый доход. Хотя и затраты на первичную организацию телеканала на самом деле очень незначительны.

Стоит отметить также ряд невзаимоисключающих моментов, при наличии которых собственный телеканал есть смысл организовать:

  • в вашем городе (поселке, селе и др.) отсутствует местный телевизионный канал;

  • собственного телеканала нет у вашего конкурента;

  • ряд эфирных телеканалов вы не берёте с эфира по каким-либо причинам, и, соответственно, в нём нет региональной рекламы;

  • вы пока сами не вставляете местную рекламу в ретранслируемые телеканалы;

  • если у вас в сети более 10 каналов.

На какие же доходы, получаемые от собственного телеканала, стоит расчитывать?

В первую очередь, это конечно реклама. Несмотря на то, что реклама вроде давно набила зрителям оскомину, это всё-таки единственное реальное средство продвижения товаров и услуг. На местном уровне это тоже очень востребовано, особенно если нет конкурентов. Причём телереклама настолько действенна, что в большинстве случаев можно не считать конкурентами различные местные газеты и прочие СМИ, даже в том случае, если они бесплатно распространяют информацию.

Распространение местной и региональной рекламы в ваших собственных телепрограммах позволяет рекламодателям точно попадать в целевую аудиторию, и, таким образом повышает её эффективность. Вещание же в режиме телегазеты за счёт многократной повторяемости также даёт результат.

Операторам небольших городов, ретранслирующих телеканалы без региональных вставок, имеет смысл поработать с рекламодателями и рекламными агенствами из соседнего крупного города, например, областного центра. Для этого, правда придётся объехать потенциальных заказчиков и поговорить с ними. Доведение до них информации, что их реклама не доходит до вашего абонента по объективным причинам, обычно даёт положительный результат, особенно, если ваш зритель как конечный потребитель рекламы интересен для них.

Здесь необходимо рассмотреть разницу между рекламой, имеется ввиду только коммерческая, и объявлениями. С точки зрения законодательства реклама и объявления - вещи сугубо разные. Не вдаваясь сильно в запутанное определение рекламы, данное в законе, можно более просто сказать, что реклама – это коммерческая информация о товарах и услугах. Объявления частных лиц о продаже собственного имущества или о желании купить, найти потерянное и т.д. и т. п. рекламой не являются. Но грань очень тонкая, например, иногда трудно однозначно определить, является ли рекламой объявление коммерческой организации о приёме на работу. Поэтому, очень важно четко понимать разницу, так как объявления не попадают под ограничения, связанные с распространением рекламы, и потому их можно показывать фактически сколько угодно, не опасаясь претензий от правоохранительных органов и федеральной антимонопольной службы.

Некоторые СМИ имеют разные цены на рекламу и объявления или информацию, подаваемую от частных лиц и от коммерческих организаций, бывает, что частные объявления вообще бесплатны. Но мы считаем, что так как с точки зрения затрат объявления и реклама ничем не отличаются – затраты на их подготовку и вещание абсолютно одинаковы - поэтому и цены должны быть одинаковые. Поэтому на нашем телеканале расценки на объявления и рекламу никак не отличаются, как для частных лиц, так и для юридических. Какой путем пойти каждый может решить сам, исходя из своей конкретной ситуации. Если, например, доход с рекламы достаточен, то с точки зрения поднятия рейтинга телеканала, да и всей кабельной сети, частные объявления можно, конечно, сделать и бесплатными.

Отдельно следует рассмотреть политическую рекламу, точнее политическую агитацию в предвыборный период. Многие операторы чураются этого, почему боясь нажить неприятностей. Но на самом деле всё не так страшно, а с точки зрения пополнения собственного бюджета даже страшно полезно. При этом, если вы не муниципальная и не государственная компания, то бесплатно показывать политическую агитацию вы не обязаны, поэтому и потерь от этого никаких не понесёте.

Прежде всего для участие в предвыборной агитации необходимо, чтобы телекомпания как средство массовой информации была зарегистрировано более года и наличие вовремя поданной в соответствующую избирательную комиссию заявки с указанием расценок на политическую агитацию. Согласно федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

срок подачи заявки на участие - не позднее месяца со дня опубликования решения о назначении даты выборов. Гарантией от неприятностей для телекомпании служит четкое выполнение законодательства о выборах. В основном это сводиться к соблюдению принципа равноправия кандидатов, но есть также ряд обязательных норм, регулирующих порядок распределения эфирного времени между кандидатами, порядок его оплаты, участия официальных лиц и несовершеннолетних в агитации и ряд других. Более подробно это описано в соответствующем законодательстве, но можно порекомендовать заглянуть на этот ресурс www.democracy.ru/library/practice/media/ media_elections_cec/ - в форме вопросов и ответов разъяснены все особенности участия электронных СМИ в предвыборной агитации.

Видеопоздравления – это также важный источник доходов. Они, как я уже сказал, очень востребованы среди телезрителей. Кроме того, наличие поздравлений однозначно способствует поднятию рейтинга кабельной сети.

Перейдём к технической стороне вопроса. Если принят эволюционный путь развития, то вещание следует начинать с организации телегазеты. Для начала достаточно одного-двух компьютеров, один из которых имеет видеокарту с ТВ-выходом, и ТВ-модулятор. Обычно телегазета практически представляет собой обычное слайд-шоу, то есть последовательную трансляцию отдельных картинок. Организовать её очень просто: картинки рекламы и объявлений можно делать в любой подходящей программе для рисования. Но проще и быстрее их делать в программе для подготовки презентаций (это могут быть Microsoft PowerPoint или OpenOffice Impress), слайд-шоу на первых порах также можно запускать из-под этих программ.

Лучше же из отдельных слайдов подготовить видеофайл в видеоредакторе (наиболее простой, дешевый, быстрый в освоении и удобный по моему мнению – это Pinnacle Studio ) и запускать его по кругу. В видеоредакторе можно наложить на слайд-шоу звук: музыку или же дикторскую озвучку. Но бесконечно повторяющаяся музыка надоедает, а озвучка слайдов на первых порах может оказаться неподъёмной как по трудовым , так и по финансовым затратам. Неплохим выходом из этого является вещание телегазеты на фоне какой-либо радиостанции. Договориться с радиостанцией, особенно местной, обычно проблем не представляет, а по опыту многим телезрителям такой подход приходится по душе – они или читают телегазету не в тишине, или наоборот включают канал именно с целью послушать радиостанцию и при этом так или иначе видят слайды, а значит видят и рекламу.

При подготовке слайдов надо не забывать некоторые правила, ведь изображение и текст на экране телевизора воспринимаются значительно хуже, чем на экране монитора или на бумаге. Общие правила таковы: информации не должно быть много – много читать телезритель не любит, а часто и не может, размер текста на экране телевизора не должен быть менее 1/20-1/25 высоты экрана, и он не должен быть слишком контрастным: нельзя делать текст белым на черном фоне (имеются ввиду максимально возможно чистые цвета), ещё хуже черным по белому – на многих устаревших и старых телевизорах такой текст практически невозможно будет прочитать. Кроме того, время вещания каждого слайда должно быть достаточным для прочтения набранного в нём текста в максимально медленном темпе, практически в темпе чтения по слогам – это ещё одна причина, почему не стоит давать много информации в слайде. В телегазету можно также включить слайды поздравлений.

Но на варианте вещания в виде телегазеты не следует останавливаться надолго, так как он даёт результат только в первоначальный период, 1-1,5 года , а далее без развития, то есть без видеопоздравлений и местных видеоновостей, местный телеканал может начать терять эффективность.

Организация видеопоздравлений также не требует больших затрат – видеокамера и необходимые акссесуары к ней не понадобятся. Простейшим видеопоздравление может быть видеоклип, сопровождаемый поздравительными титрами и(или) поздравительным комментарием диктора. Однако, значительно интереснее смотрится видеопоздравление с фотографиями или видеосюжетами из жизни поздравляемых на фоне музыкального сопровождения. Конкретных вариантов видеоряда в поздравлениях может быть множество.

В организованные в блоки видеопоздравления можно вставлять рекламу уже не только в виде статичных слайдов, а в виде видеосюжетов, что также повысит её эффективность, и, следовательно, доходность телеканала.

С развитием телеканала потребуется дополнительный персонал, в частности для работы с заказчиками и видеомонтажа поздравлений понадобится отдельный полностью занятый только этим делом работник, а также технологические изменения. Для непрерывного телевещания необходимо выделить отдельный компьютер, а в зависимости от сетки вещания могут понадобится также видеокоммутатор и программное обеспечение для вещания по плей-листу.

Можно конечно посадить видеоинженера с видеокоммутатором и переключать видеосюжеты вручную, но намного удобнее автоматическое вещание по плей-листу. К сожалению, стоимость видеокоммутаторов с программным обеспечением для автоматического вещания, я считаю, неподъёмна для небольшой телекомпании, хотя на самом деле они не так сложны. Поэтому, мы, например, заказали необходимую нам программу знакомым программистам и совсем за небольшие деньги получили то, что надо. Видеокоммутатор также выполнен своими силами, хотя в настоящее время особой потребности на самом деле в нём не испытываем: всё вещание можно организовать только с помощью компьютера. У нас коммутатор выполняет функцию подключения сигнала радиостанции (приходится использовать пока внешний тюнер, так как из-за низкого уровня радиосигнала не удается качественно принять сигнал FM-радиостанции непосредственно на компьютер), а также функцию закрытия сигнала Euronews на телеканале Культура.

Дальнейшим и логичным развитием телеканала является производство собственных телепрограмм, в первую очередь местных новостей, с организацией редакции средства массовой информации с соответствующим штатом, но это уже отдельная большая тема.

Стоит только отметить, что наполнение телеканала может быть любым, но для сохранения интереса зрителя не стоит брать сюжеты с других телеканалов: центральных или региональных, так как ваш зритель переключается на ваш телеканал не для того, чтобы увидеть повтор чужих програм, а чтобы увидеть что-то своё, близкое ему: узнать местные новости, послушать о местных проблемах и достижениях, и, что очень важно, увидеть на экране себя или своих знакомых. Это на самом деле очень нравится местному телезрителю.

Но вполне может быть, что именно ваш телеканал будет настолько эффективен, что вам будет по средствам покупать оригинальные телепрограммы на стороне, благо произ­водителей становиться всё больше, или даже телефильмы.

В конце хотелось бы отметить факторы, сдерживающие развитие местного телевидения. Увы, но установленные законодательные ограничения, актуальные для крупных телеканалов, не способствуют и даже в какой-то мере сдерживают развитие местного телевидения, хотя нашему законодателю следовало бы продумать более льготные условия для местного телерадиовещания.

При получении лицензии на вещание необходимо обозначить концепцию, то есть указать сколько и в каком процентном отношении будет тех или иных сюжетов. Но для местного телевидения трудно сразу определить, сколько будет новостей, сколько детских программ или общественно-политических, а тем более далее всё это соблюдать. Ещё сложнее, а этому госорганы уделяют особое внимание, четко учитывать количество рекламы на телеканале. С одной стороны первоначально было бы неплохо забивать пока пустой эфир рекламой, а далее постепенно находить другое заполнение для канала, но если же при получении лицензии концепцию канала обозначить как рекламную, то необходимо 80% времени вещать рекламу, и места на собственные сюжеты практически не остаётся. Если же делать не рекламный канал, то необходимо сразу чем-то заполнять сетку вещания, что, как я уже сказал, на первых порах проблематично. Вот тут и пригодится знание обозначенной ранее разницы между рекламой и объявлениями: сетку можно заполнять блоками нерекламных объявлений, так называемой социальной рекламой, информацией о погоде и прочее.

Соблюдению ограничений, установленных законодательством о рекламе, просто необходимо уделять особое внимание. Перечислять все предусмотренные законом ограничения здесь нет смысла: я только очень рекомендую иметь в качестве настольной книги Федеральный закон РФ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Также следует упомянуть о необходимости соблюдения законодательства об авторских и смежных правах. К сожалению, как мне кажется, нормализации отношений между мелкими вещателями и авторскими обществами, мешают не законодательные ограничения, а, скорее, неконструктивная позиция, занятая последними, особенно в части установления размеров отчислений.

Форум МАКАТЕЛ

Новости из Форум МАКАТЕЛ